История лицея

Пилипенко Семен Михайлович

Вернуться на главный сайт Кормиловского лицея

Пилипенко С.М.

Удивительная судьба у этого человека. Родился в 1919 году. После окончания школы техникума механизации сельского хозяйства в 1938 г. был призван в ряды Красной армии. В Великой Отечественной войне участвовал с первых ее дней. Служба проходила на бронепоезде «Кузьма Минин». В 1943 г. после тяжелой контузии, в результате прямого попадания в вагон, был уволен в запас в звании старшего лейтенанта. В этом же году поступает в Ивановский педагогический институт на исторический факультет. По окончании института работает учителем, завучем, директором.

В 1962 г. по направлению ОблОНО начал работать в Кормиловской 8-летней школе завучем, а с 1968 г. директором. За годы работы в 8-летней школе Семен Михайлович сумел сплотить коллектив учащихся и учителей в большую дружную семью. Семен Михайлович неоднократно избирался депутатом поселкового и рабочего Советов народных депутатов, проводил широкую общественную, лекторскую, агитационную работу в Кормиловском районе. Пилипенко С.М. с женой




За свой путь Семен Михайлович получил немало наград: орден Великой Отечественной войны 2 степени, медаль «За доблестный труд», значок «Отличник народного образования» и множество грамот за педагогическую, депутатскую, военно-патриотическую, лекторскую, пропагандистскую работу. Умер С.М. Пилипенко в 1992 г.

В памяти коллег и учеников он остался человеком скромным, доброжелательным, трудолюбивым, преданным делу воспитания молодежи. Под руководством И.Г.Николаевым и С.М.Пилипенко работали замечательные учителя: Барсукова В.З., Мосиенко М.Н., Громада З.И., Делеева Н.Т., Гостева Н.К., Э.В. Потехина.

Во имя людей

Сначала он хотел стать инженером, потом военным. Но осуществить задуманное не удалось. Война безжалостно перечеркнула его первые жизненные устремления, со всей неумолимой жестокостью встала на пути. Но лучше обо всем по порядку. Свою воинскую службу Семен Михайлович Пилипенко начал связистом в Забайкальском военном округе, а два года спустя подал рапорт о приеме в военное училище. На пути в Ивановское военно - политическое училище его и застигла весть о войне. Это было в Чите. Здесь же, в Чите, слушал выступление В. М. Молотова, тушил первые сердечные порывы и побуждения, давал безмолвную клятву мстить врагу за поруганную Родину.

Училище закончил успешно. И вот после краткосрочных переездов, курсов и переподготовок молодой офицер назначается комиссаром десантно - минометной роты бронепоездов. Много было разных столкновений на дорогах войны. Как правило, первый удар на врага обрушивал их десантный дивизион, «артиллерия на колесах», так называли, его бойцы. Потом шла пехота, довершая дело.

В мае 42 - го надо было улучшить позицию около города Мценска. Здесь сосредоточивались наши войска. Пришло значительное подкрепление из новобранцев, прибыл также банно-прачечный поезд... Обычно фашисты бомбили наши позиций, утром и в обед, в 6 и 12 часов. Аккуратно каждый день в одно и то же время. Но 16 мая изменили своему обыкновению. Видно, пронюхали стервятники о сосредоточении наших сил. В 2 часа дня лейтенант Пилипенко вышел из своего вагона умыться, подышать свежим воздухом.,. Опять бомбежка! Стремительная, яростная, внезапная. Первая вражеская бомба разбила их вагон, где оставались командир динизнона майор Гриневецкий, молодой корреспондент газеты «Гудок», несколько офицеров и солдат. Взрывной волной Пилипенко отбросило дальше, оглушило, но, приподнявшись, он вдруг увидел, как бомбы падают на вагоны баннопрачечного поезда, в траншейные укрытия, где пугливо жались друг к другу новобранцы.

- Что нее вы там стоите?! - дико закричал он, размахивая руками. - Убьет... Скорей разбегайтесь по полю... Бегите за линию... Рассеивайтесь по по-о-олю!.. Грохочущие взрывы временами заглушали его крики: противно выли падающие бомбы, а он все бежал большими скачками. Вдруг страшной силы взрыв потряс все его существо, в последний раз перед глазами медленно проплыли кровавые куски земли, и наступила страшная мгновенная тишина.

Очнувшись, увидел над собой ясное голубое небо, плывущие по нему облака. Попытался пошевельнуться - не тут-то было: весь, кроме головы и правой руки, засыпан землей. Потрогал лицо, ущипнул себя - почувствовал боль. «Жив! -мелькнуло в воспаленном сознании. - Но откуда эта зловещая, раздирающая уши тишина?».

Дней двадцать после этого рокового взрыва ничего не слышал, была полная глухота. Жестокая контузия не прошла даром и после возвращения слуха: стали все чаще появляться нервные психические расстройства, приступы эпилепсии... Потом год лечения и одновременно работы заместителем начальника отдела по политчасти, затем комиссовали в тыл, в распоряжение Западно - Сибирского военного округа. Оттуда был направлен военруком в школу. Школа так школа. Истинные фронтовики не привыкли отступать.

Так на пороге несбывшихся целеустремлений, разочарований, неожиданных потрясений и смутных надежд началась учительская деятельность Семена Михайловича Пилипенко.

Позади педагогический институт, оконченный заочно, и долгий трудный путь поисков, познания на пути к мастерству.

В послевоенные годы счастливо сложилась семейная жизнь. Сейчас есть любимая жена, трое детей. Двое старших пошли по медицинской части, как и мать Мария Тимофеевна. Решили, так сказать, по стопам матери: Натаща работает стоматологом после окончания мединститута, Толя учится на последнем курсе, Саша - рабочий.

Коммунист Пилипенко- -личность известная в районе. Его знают не только как директора Кормиловской 8 - летней школы. Активный общественник, он является также депутатом поселкового Совета, председателем школьной первичной организации общества «Знание», пропагандистом. Пропагандистской работе также отдано немало - более четверти века.

Я хочу сказать о нем как о директоре, ибо редкий человек в коллективе не ощутил на себе влияния его характера, эрудиции, богатейшего житейского опыта. Разбор урока - одно из важных событий в школьной учительской жизни. И я всегда поражаюсь обстановкой требовательности, взаимопонимания, когда происходит подобный разбор, Любой урок, удавшийся и «не очень», директор рассматривает с особой тщательностью, поражая своим умением видеть мельчайшие детали. Детали, всплывающие на поверхность при самом пристальном рассмотрении.

Есть еще одно ценное качество у руководителя нашего коллектива. При всей своей внешней замкнутости, кажущейся необщительности он подкупает своей человеческой простотой умением работать с людьми. Где те жесткость, «служебная» замкнутость и суровость, доходящие у иных руководителей до черствости и высокомерия?.. Истинное человеколюбие, честность, простота легко различимы даже сквозь внешнюю оболочку суровости и неприступности.

Он не стал инженером, хотя до войны закончил техникум механизации сельского хозяйства и помышлял о вузе, не стал военным. Жизнь распорядилась иначе: он стал учителем, отдав школе более 30 лет. И если его мночисленные питомцы-выпускники сумели правильно сориентироваться в жизни, найти ту единственную свою дорогу - стоит ли жалеть о случившемся...

Где бы человек ни работал, он должен всецело отдавать себя людям, жить для них. Вот что бесспорно...

Литература:
1. Кормиловский район [Текст] // Солдаты Победы. - Омск. - 2002. - Т.6. - С. 74.
2.Сенько, Л. Во имя людей [Текст] / Л.Сенько // Нива. - 1975. - 26 апр. - С. 2.
3.[Семья ветерана С.М. Пилипенко] [Текст] // Нива. - 1990. - 20 марта. - С. 2 :ил.


назад
вверх
на главную