Главная страница О лицееИстория История Кормиловского района


О лицее

История

История Кормиловского района

Здание администрации Кормиловского муниципального района

Федеральный округ: Сибирский
Регион: Омская область
Население: 10 тыс. чел.
Автомобильный код: 55
Телефонный код: +7 (38170)

Кормиловка — поселок городского типа Омской области России, основанный 30 августа 1896 года. Административный центр Кормиловского района, железнодорожная станция на Транссибирской железнодорожной магистрали. Поселок расположен на левом берегу реки Омь в 48 км к востоку от Омска.

Национальный состав населения района:
русские – 86,2 % ,
немцы – 4,5 % ,
украинцы – 2,5 % ,
казахи – 2,5 % ,
татары – 1 %

Центр Кормиловского муниципального района – рабочий поселок Кормиловка. Территория района разделена на 1 городское поселение (р.п. Кормиловка) и 10 сельских поселений: Алексеевское, Борчанское, Георгиевское, Михайловское, Некрасовское, Новосельское, Победительское, Сыропятское, Черниговское, Юрьевское.

Площадь муниципального района составляет – 1,9 тыс. кв. км, или 1,3 % от территории Омской области.

Численность населения Кормиловского района по состоянию на 1 января 2007 года – 25,9 тыс. человек. Плотность населения – 13,8 человека на 1 кв. км.
О Кормиловке в Википедии

Стела, построенная в честь 100-летия Кормиловки>
Просмотреть увеличенную карту

Рисунок В.А. Толпекина


Слева: рисунок нашего земляка- архитектора, художника и поэта Василия Александровича Толпекина


Страница подготовлена Хохловым В.М. При перепечатке информации обязательна ссылка на данный сайт.

Краткий исторический очерк Кормиловского района

А. КОЛЕСНИКОВ, доктор исторических наук, профессор
(Газета Нива, №5 (7240) 21 января 1997 года)
При создании данной страницы использовались материалы сайта
http://www.krasplace.ru/stroitelstvo-sibirskoj-zheleznoj-dorogi

Кормиловка возникла во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.

Первым, кто высказал мысль о возможности постройки Сибирской железной дороги, был губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский. В 1857г. он даже снарядил штабс-капитана Романова для проведения изысканий.

В 1891 году принято решение о строительстве Великой Сибирской железнодорожной магистрали.

Император Александр III специальным рескриптом поручил совершить закладку Сибирского железнодорожного пути наследнику престола — будущему царю Николаю II:

19 мая 1891г. Николай II присутствовал на укладке первых рельсов Великой магистрали во Владивостоке. После торжественного молебна, наследнику дали лопату, он нагрузил тачку землей и отвез ее на насыпь будущей железной дороги. Затем Николаю вручили мастерок и будущий император уложил на раствор первый кирпич железнодорожного вокзала во Владивостоке.

Строительство основывалось на прямом указании председателя Комитета Сибирской железной дороги — наследника Николая: вести «постройку Сибирского рельсового пути дешево, а главное, скоро и прочно...чтобы в последствии дополнять, но не перестраивать...строить русскими людьми и из русских материалов».

«Дешево, скоро и прочно» — это задача сложная. Вот почему за основу строительства был взят так называемый упрощенный вариант, позволяющий с минимальными затратами преодолевать естественные преграды, встающие на всем протяжении трассы.

Многочисленные реки и речушки пересекали маршрут от Челябинска до Владивостока. Именно искусственные сооружения представляли трудный этап строительства, требовавший большого инженерного искусства, а следовательно и затрат. Комитетом Сибирской железной дороги решено было возводить мосты временные, деревянные. И только на больших реках строить мосты постоянные: с каменными опорами, с железными пролетными частями.

На трассе было возведено 28 мостов только через большие реки и несметное множество через малые — всего 86 километров мостов. Строительство Сибирской магистрали протяженностью 6500 км. было начато одновременно с двух сторон и завершено в рекордно короткие сроки — с 1891 по 1903г.


Фото с сайта http://www.krasplace.ru/stroitelstvo-sibirskoj-zheleznoj-dorogi



Началась наметка трассы и проектирование. Разведку трассы от Челябинска до Оби проводила экспедиция под руководством инженера-путейца Н. Г. Михайловского, более известного как писатель Гарин-Михайловский.

Трасса намечалась по южной кромке лесостепи через города Курган, Петропавловск, Омск и до Оби, до села Кривощеково. По железнодорожному уставу полагалось через каждые 45 верст возводить станции и через 15 верст разъезды. Восточнее Омска, где Омь делает некоторое отклонение к югу, и было выбрано место для будущей железнодорожной станции.








Сложный процесс укладки пути дробился на несколько самостоятельных операций.
Самой первой была укладка шпал, как промежуточных, так и стыковых.

Фото с сайта http://www.krasplace.ru/stroitelstvo-sibirskoj-zheleznoj-dorogi

По положению полагалось, чтобы названия станций не повторялись. Рекомендовалось их называть по озерам, близлежащим деревням. Стоящая на Оми деревня уфимских крестьян и дала название станции. Только вместо буквы «н» на проекте станция написана с буквой «м»— Кормиловка. В пояснительной записке сообщалось, что место это ровное, свободное, а от недалеко протекающей реки Оми без больших затрат можно проложить водопровод.




Вдоль полотна шел рабочий и отметкой, соответствующей длине рельса, определял места стыков.
Следом за ним двигалась партия рабочих в 20 человек и раскладывала необходимое количество шпал
(2 стыковых и 10 промежуточных).


Фото с сайта http://www.krasplace.ru/stroitelstvo-sibirskoj-zheleznoj-dorogi

При сооружении Сибирской дороги Омск стал важным центром строительства. Из Тюмени по Иртышу доставляли рельсы, первые паровозы, вагоны. 7 мая 1892 года началось возведение дороги на запад от Иртыша, в сторону Челябинска, а на второй год 19 мая 1893 года началось возведение насыпи и укладка рельсового пути на восток от Омска в сторону Оби. Трасса будущей дороги была размечена вешками, и возведение насыпи началось одновременно во многих местах.

Следующая операция — зарубка шпал, в ходе которой зарубщики топорами прорубали гнезда для рельсов.
Все зарубки просмаливались, а потом шпалы выравнивались.







Фото с сайта http://www.krasplace.ru/stroitelstvo-sibirskoj-zheleznoj-dorogi














К моменту раскладки шпал, по последнему уложенному звену подавался поезд с платформой, груженной рельсами.




Фото с сайта http://zap-sib-rail.narod.ru/Stations/rubcovsk.html

В 1893 году начались работы и в районе будущей станции Кормиловки. На строительство привлекались местные крестьяне с лошадьми. Инженер, возглавлявший стройку от Омска до Татарской сообщал, что на трассе никаких препятствий, кроме неглубоких оврагов, нет, местный грунт пригоден для насыпи. С возведением насыпи развозился балласт, шпалы. Дрезинами и паровозами доставлялись рельсы.





Фото с сайта http://young.rzd.ru/isvp/public/young?STRUCTURE_ID=5043&layer_id=3833&refererLayerId=3832&id=15437

Строительство Сибирской дороги шло очень высокими темпами, был установлен мировой рекорд укладки рельсового пути— ежедневно на всех участках укладывалось 1500 метров и за год 700 километра. Вероятно, в 1894 году и станция Кормиловка услышала гудок первого рабочего поезда. На восточном участке Западно-Сибирской дороги укладка рельсов велась c двух сторон — от Омска на восток и от Оби на запад, и 19 августа 1895 года рельсы сомкнулись. С октября началось временное движение грузовых и пассажирских поездов до Кривощекова.


На железнодорожном вокзале Омска установлена мемориальная доска: «27(15) октября 1895 г. открылось регулярное движение поездов через станцию Омск по Великой Транссибирской магистрали». Скоростными методами из деталей, поступающих с уральских заводов, строился мост через Иртыш, и 20 ноября 1895 года его возведение закончилось, и 15 марта 1896 года произошло успешное испытание и с 17 марта 1896 года началось беспересадочное движение поездов Челябинск - Кривощеково.






Фото с сайта http://forum.krasmama.ru/viewtopic.php?t=2963&postdays=0&postorder=asc&start=240&

Станция Кормиловка начала принимать и отправлять поезда. Первоначально на станции Кормиловка были уложены главный путь и два обгонных. Южнее проложен тупиковый для погрузочно-разгрузочных работ, Прокладывался водопровод от Оми, возводился вокзал, водонапорная башня и несколько домов для служащих в полосе отчуждения. Севернее станции на землях участка, отведённого для переселенческого поселка Богдановичи, появились шалаши, землянки, а потом и избы строителей. Возник новый поселок, за которым закрепилось название Станционно - Богдановский.

С первых лет на станции начинаются погрузочно-разгрузочные работы, прибыло грузов 674821 пуд, отправлено 459602 пуда, в том числе хлеба 388611 пудов в Ревель, Ригу, Котлас. Среди прибывших грузов лесоматериалы (36443 пуда), изделия из железа, мануфактура, керосин, сахар, пиво и др. За год было продано 16217 пассажирских билетов, общий доход от всех операций составил 34469 руб. 20 коп.

Это значительно меньше, чем на соседней станции Калачинской, где было погружено 2 млн. 411- тыс. пудов зерна и 18,5 тыс. пудов масла В Кормиловке было погружено зерна 385 тыс. пудов, а за отсутствием ледников масло не отгружалось.

В 1904 году завершено строительство Великой Сибирской магистрали, длившееся 13 лет. Официальное открытие железной дороги состоялось 1 января следующего года.

Русско-японская война и последующий рост грузоперевозок выдвинули задачу усиления Сибирской железной дороги. С 1907 года начинается укладка вторых путей от Новониколаевска до Омска. Разрабатывается проект строительства дороги от Омска до Тюмени. Расширяется и станция Кормиловка. Но основное ее развитие относится к советскому периоду, когда создается Кормиловский район, на станции возводятся хлебные склады и другие складские помещения районных баз. Станция превращается в важный фактор экономического развития.


"Кормиловка в начале ХХ века". Картина художника Василия Александровича Толпекина, 1998 г. Дар художника Кормиловской межпоселенческой библиотеке.

СТОЛЕТИЕ ДЕРЕВНЯМ

Одновременно с возведением станции Кормиловка началось интенсивное заселение южной части современного Кормиловского района. При проектировании Сибирской магистрали ставилась цель создать вдоль дороги более густое население. При Комитете Сибирской дороги было создано переселенческое управление. Землемеры этого управления должны были обследовать все земли, лежащие в 100 верстах севернее и в 100 верстах южнее дороги. Старожилам оставлялось по 15 десятин на мужскую душу, из оставшихся излишков нарезались участки для переселенцев.

С 1692 года начались землеизмерительные работы в Сыропятской волости и нарезка участков для новых деревень. Землемерам рекомендовалось участкам присваивать названия, но такие, чтобы они понравились переселенцам и стали названиями новых деревень. Землемер, возглавлявший партию восточнее Омска, в том числе и в Сыропятской волости, знал русскую литературу и участки называл именами писателей — Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Некрасова, Салтыкова, Аксакова, Никитина, Немировича-Данченко и др. Так имена писателей стали названиями деревень Приомья. Фото с сайта http://his.1september.ru/2007/06/6.htm

Одним из первых был нарезан участок на южном берегу Оми и назван именем Тобольского губернатора строителя дороги Екатеринбург- Тюмень Е. В. Богдановича. Со временем деревню стали называть Богдановкой. В 1894 году землемеры проводили работы в южной степной части волости. В этом году основана Александровка (на месте, где в 1864 г. начинали заселяться фабричные из Корнилово – Александровской волости), Ивановка, Ильинка.

С началом регулярного движения по железной дороге от Челябинска до Омска значительно увеличился приток переселенцев. Прибыли первые группы на участки, где начали застраиваться Аксаковка, Никитинка, Некрасовка, Немировка, Новороссийка.

Прежде чем пуститься в путь, будущие переселенцы обычно направляли ходоков, с тем, чтобы те могли, по возможности, выбрать лучшие участки для переселения, узнать об условиях на месте будущего проживания.

Фото с сайта http://his.1september.ru/2007/06/6.htm

Фото слева внизу - с сайта http://his.1september.ru/2007/06/6.htm
Фото с сайта http://his.1september.ru/2007/06/6.htm

Однако основная масса переселенцев в южную часть прибыла 100 лет назад, в 1896 году. Пополнилось население основанных деревень, и вновь были основаны Новоселье, Самаринка, Веселый Привал, Станкеевка, Царские колодцы, Латышки(Миллеровка). Численность населения Сыропятской волости почти удвоилась.

Некоторые деревни возникали на местах заимок и за ними долгие годы сохранялись двойные названия — официальные, данные землемерами, и по заимкам. Новоселье называлось Лобовкой, Самаринка — Брюхановкой, Веселый Привал — Варлаковкой. Один из жителей Сыропятки — Сергей Ивачаров — за высокий рост был прозван Царем. Его заимка с колодцем называлась Царские колодцы.

Прибывшие переселенцы Черниговской губернии согласились с этим названием и лишь в 30-х годах село переименовано в Черниговской губернии согласились с этим названием и лишь в 30-х годах село переименовано в Черниговку. После массовых переселений в 1896 году и последующие годы продолжается прибытие переселенцев. В 1907 году основаны Ефимовка, Фоминовка, Михеевка, в 1908 году — Михайловка, в 1911 — Алексеевка, в 1914—Дубровка. Несколько выселков появилось уже в советское время.

Малоземелье и нужда вынуждали крестьян покидать родные места и ехать для поиска счастья в далекую Сибирь. Сохранился результат опроса 220 семей черниговских переселенцев, в составе которых было 604 мужских и 504 женских душ. Из 220 семей на родине 50 были безземельными, 55 имели по 1 десятине, 40—по две, 26 — по три и лишь две семьи—до 10 десятин. Из 220 семей 97 скота на родине вообще не имели, 154 не имели коров, 127 не имели лошадей и лишь две семьи имели по две лошади.

Большинство как черниговских, так полтавских и других переселенцев прибывали без денег, надеялась на получение пособий и ссуд, многие годы не могли построить деревянные или саманные жилища, жили в землянках. Деревню Никитинку (названную по имени поэта И С. Никитина) стали заселять в 1895 году. В ней водворилось 39 семей из Херсонской, 16— из Черниговской и 15 из Полтавской губерний. В 1910 году проживало 70 семей, 203 мужских и 191 женских душ. Из поселившихся 9 семей на место прибыли без денег, 20 семей принесли по 10—25 рублей.

Для обзаведения хозяйством требовалось не менее 500 рублей, переселенцы получали лишь по 50—150 рублей пособий. Основатели Никитинки получили 6800 пудов на пропитание и семена, 1200 бревен на постройки. Через 15 лет в поселке имелось 17 деревянных изб и домов, 28 глинобитных и 23 землянки. Фотография с сайта Грани.Ру

Переселенческие участки в южной части Сыропятской волости нарезались на свободных землях крупными участками по 4000—6000 десятин степей с редкими березовыми рощами. О большинстве участков сообщается, что «почва— черноземная, мощность почвенного горизонта до 8—10 вершков, в рощах строевого леса почти нет, сенокосы степные до 6 копен с десятины». Как ни было трудно, напряженной работой, недоеданием, экономией во всем переселенцы обживались в новых местам, заводили лошадей и быков, в складчину приобретали плуги и распахивали отведенные участки. Уже на 4—6-й год поставляли зерно на продажу.

Великий трудовой подвиг совершен переселенцами в превращении целинной степи в хлебородные нивы. В степных поселках с первых лет испытывали нужду в воде. Это сдерживало развитие животноводства. Первый маслозавод возник в Салтыковке, в 1913 году он выдал 611 пудов масла. С 1909 года начал работать маслозавод в Новороссийке, он выдавал до 900 пудов масла. По сравнению с северными селениями, стоявшими на реках и озерах, маслоделие в степных поселках развивалось медленнее. Маслозавод в Бекишево производил до 1500 пудов масла, а в Веселом Привале всего лишь 75 пудов. Превращение Кормиловского района в район развитого животноводства относится к более позднему времени.

Фотография с сайта Грани.Ру

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, РЕФОРМЫ

В процессе земледельческого освоения края проводились различные преобразования и реформы. Первоначально Сыропятка, Юрьевка и другие деревни по Оми управлялись из Омской крепости. В 1782 году с созданием Омского уезда в его составе образуется Сыропятская волость, границы которой охватывали от пригородных деревень до Кабаньей и Крутолучинской.

С ростом населения и образованием новых деревень из Сыропятской волости выделяется Куликовская, а позже Юрьевская и Иконниковская. В 1863 году в Сыропятской был заложен храм во имя Покрова Пресвятая Богородицы. До этого жители входили в приход Пророко - Ильинской церкви Омска. В 1865 г. Началось строительство церкви в Юрьево.

С заселением южной части района создается Царицынская волость. Сыропятская еще остается обширной, в нее входило 38 селений. В южных поселках начали возводиться храмы. С 1900 года началось строительство каменной церкви в Царских колодцах. На ее строительство было выделено 15 тыс. рублей. И. Голошубин дает подробные описания церквей Сыропятской волости. О храме села Царские Колодцы он написал «Храм поместителен, весьма красив и прочен. Внутри выкрашен масляной краской, а в 1908 г. вокруг храма обнесена деревянная выкрашенная масленою краскою ограда». Из вещей назван потир, дискос и дарохранительница, вылитые из серебра».

В 1914 году Сыропятская волость была разделена на Кормиловскую и Густафьевскую (Богословскую. Центр волости перенесен в поселок Станционно - Бо-гдановское. Сюда же была переведена сельская больничка из Сыропятки. В Кормиловскую волость вошли селения по Оми и переселенческие поселки — Новоселье, Некрасовка, Салтыковка, Немировка и др. Три волости — Кормиловская, Юрьевская и Царицынская включали почти всю территорию современного Кормиловского района.

К 1914 году развивались как старожильческие, так и переселенческие поселки, Переложная система земледелия сменилась трехпольем. Почти все пахотные земли обрабатывались, значительная часть хлеба поступала на продажу, росло число скота, развивалось маслоделие. Начавшаяся Германская война задержала развитие, почти 240 мужчин ушли на военную службу, стали сокращаться посевные площади и поголовье скота. В годы гражданской войны и особенно в засушливом 1921 году при проведении хлебозаготовок методами продразверстки еще больший урон был нанесен крестьянским хозяйствам.

Из эпизодов гражданской войны следует упомянуть Сыропятский бой. Омск освобождала знаменитая 5-я Армия под командованием М. Н. Тухачевского. Отработанной наступательной, операцией Тухачевского был обход крупных городов. Так он освобождал Златоуст, Челябинск.

Белые, зная тактику Тухачевского, восточнее Омска, около разъезда Сыропятского сосредоточили три полка и артиллерию. Красные полки, форсировав Иртыш в районе Красноярки и Ново-Троицкого, форсированным маршем двинулись на юг, чтобы перерезать железную дорогу. Здесь на Оми, около Сыропятского лога, красные встретили упорное сопротивление белых. Завязался бой, который получил название Сыропятского. Белые с позиций были выбиты и красные вышли к железной дороге и отрезали эшелоны белых, отступавших из Омска.

Омск от колчаковцев был освобожден 14 ноября 1919 года. Отступающая белая армия нуждалась в теплой одежде и транспорте для зимних дорог. Из одного эшелона, остановленного около Сыропятского разъезда, вышла группа белых, не желавшая сдаваться в плен, и от дороги направилась на юг. В первой же попавшейся на пути деревне белогвардейцы устроили страшный погром. Ходили по домам, забирали все съестное, заглядывали в печи, доставали щи, каши. Особо тщательно искали спиртное, лазили в подполье. В семьях забирали все теплые вещи - шубы, полушубки, валенки, даже теплые женские шали. Забрали всех лошадей, сбрую, сани и кошевки и, нагрузив их отобранным хлебом и мясом убитых животных, ушли куда-то в степи. В поселке на долгие годы сохранялись сведения об этом диком пьяном разгуле отступающих.

Техническое оснащение сельского хозяйства было слабым. Преобладал ручной труд, лошади оставались главной тягловой силой. Лишь с 1924 года с проведением НЭПа (Новой экономической политики) начинается быстрое восстановление крестьянских хозяйств. Увеличивается, поголовье скота, растут посевные площади, крестьянам предоставляются кредиты для приобретения машин. Создаются товарищества и артели, в складчину приобретавшие машины.

Природные условия создали разницу в развитии экономики волостей. В Юрьевской волости, где имелось достаточно мест для пастбищ и сенокосов, развивалось мясомолочное скотоводство. Здесь имелось до 14 голов всякого скота и по 3,8 в среднем коровы на двор. В переселенческих поселках Царицынской волости, испытавших недостаток водных источников, успешно развивалось зерновое хозяй-ство. Здесь приходилось по 10 десятин посевов на двор, в том числе в основном пшеницы

КОРМИЛОВСКИЙ РАЙОН

В 1919 году из чрезмерно растянутого с запада на восток Тюкалинского уезда был выделен Калачинский уезд, изменились границы Омского уезда. Корниловская волость осталась в Омском, а Юрьевская и Царицынская вошли в Калачинский. В 1924 году волости стали объединяться в районы. Был образован Кормиловский район, в него вошли Корниловская, Юрьевская, Царицынская и Богословская волости, в общей сложности 81 населенный пункт, в том числе одиночные хутора и железнодорожные будки. Районный центр объединял два селения - станцию Кормиловка с 39 дворохозяевами и с. Станционно-Богдановское со 174 дворохозяевами,669 жителями.

Поселок и станция начинают быстро развиваться, создаются агропункт, ветпункт, открывается школа — семилетка, изба-читальня, библиотека, небольшая больничка преобразуется в районную, появляются первые врачи. На станции прокладывается еще один тупиковый путь, создаются различные базы, строятся склады. Возникший райисполком занял помещение волостного правления, милиция, райфо, земотдел размещались в жилых домах. В районе было 56 поселков, 37 сельских Советов, 30755 человек в 5288 крестьянских дворах. В те годы широкое развитие получили кооперативы: потребительские, сельхозартели, машинные, семеноводческие, маслодельные и прочие.

С начала 20-х годов важной задачей волисполкомов и райисполкома являлась борьба с безграмотностью, открывались новые школы, укомплектовывались кадры учителей. К 1916 году в волостях, вошедших в район, имелось всего лишь 7 церковно-приходских школ и две школы грамоты. Грамотность населения была низкой. Особенно низкой грамотность была в Юрьевской волости. Крестьянам выделяются кредиты для приобретения сложных машин, создаются товарищества и артели. Образовались выселки и артели: Трудовой, вблизи Кормиловки, Ново-Майский, Земтруд, Ереминский. В 1927г. уже существовало 55 кооперативов, в том числе 16 потребительских, 19 машинных товариществ. К 1928 году посевные площади превзошли довоенные, достигло довоенного уровня и поголовье скота.

Сложнее дело обстояло с медицинским обслуживанием. На 56 населенных пунктов было организовано 2 медпункта, в п. Станционно-Богдановском (ныне Кормиловка), и в Юрьево, где был один врач, два фельдшера да акушерка.

КОРМИЛОВСКАЯ МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ - МТС

Начало XX века ознаменовалось научно-технической революцией в земледелии - появились тракторы, и другие машины для села. В крупных хозяйствах, где применялись машины, быстро росла производительность труда. Социалисты всего мира были пропагандистами коллективного труда. С 20-х годов началось кооперативное движение. Представлялась цель быстрее провести коллективизацию.

1930 и 1931 годы оказались засушливыми, как на личных полях, так и на колхозных урожаи были низкими, а планы хлебосдачи высокими. В этих условиях со-кратились посевные площади, резко уменьшилось поголовье скота, особенно лошадей. Распространен был лозунг - пересядем с лошади на трактор. Началось строительство тракторных заводов, увеличился выпуск машин на действующих заводах. Для наиболее лучшего использования сложных машин было принято решение о создании машинно-тракторных станций — государственных предприятий, которые будут обрабатывать колхозные поля, получая за это натуроплату хлебом.

В 1930 году были созданы первые МТС в Омском округе — Кормиловская и Калачинская. Южнее линии железной дороги стали создаваться мастерские, другие помещения. Энтузиасты из молодежи учились на курсах трактористов. С появлением тракторов и приобретением опыта началось расширение посевных площадей. Вслед за Кормиловской создаются Новосельская и Кировская (в Алексеевке) МТС.

Упраздненный в 1928 году Корниловский район был восстановлен 25 января 1935 года. По традиции сеяли лён – 138 га и коноплю – 100 га. В засушливые годы увеличивались посадки картофеля и в 1935 году они составили 2322 гектара. В эти годы стало восстанавливаться поголовье скота, но дойных коров и лошадей было меньше, чем в 1920 году. Тогда по трем волостям имелось 9857 коров, а в 1935 году - лишь 7677. Конское поголовье сократилось с 12753 до 5471. В колхозах начали создаваться молочно товарные и овцезодческие фермы, но они ещё были крайне небольшими и не имели удобных помещений.

В 1934 году лесостепные районы Омской области получили высокий урожай. После засушливых неурожайных и малоурожайных при единоличных хозяйствах, получавших caм 4, сам 5, был получен урожай по 12-15 центнеров с гектара. Поднялся авторитет тракторной обработки полей. МТС и совхозы пополнили тракторный и комбайновый парк Колхозы рассчитались с госпоставками и по натуроплате с МТС и значительнее количество зерна делили на трудодни. Многие артели выдали по 6-8 килограммов на трудодень. После многих лет полуголодного существования население было обеспечено хлебом.

Высокоурожайными были 1937 и 1938 годы, в целом по району был получен урожай по 15 центнеров с гектара, а передовые хозяйства собрали по 17-18 центнеров, 12 колхозов, одна овцеферма и в целом Кормиловский район стали участниками всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Самый высокий урожай собрал колхоз «Новая жизнь» - по 18.3 центнера с га, в 1937 году - с 1002 и в 1938 году – с 1105 гектаров. Колхоз им. Ярославского собрал по 17.8 центнера. В характеристике Кормиловского района сообщается: «Район в среднем за два года получил урожай зерновых 15 центнеров с гектара с площади в 1937 году 45278 и в 1938 году - с 46804 га. План развития животноводства в 1938 году по району выполнен по крупно-му рогатому скоту на 99,7 %

ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ

В 30-е годы наш народ пережил много потрясений— это и коллективизация с перегибами, неурожаи, ссылка кулаков, репрессии. К концу 30-х годов обстановка стала улучшаться. Высокие урожаи 1937 и 1938 г.г. обеспечили высокую плату труда колхозников хлебом и деньгами. На полученные деньги и за сданный хлеб по закупу колхозники приобретали одежду, обувь, велосипеды, патефоны. Дети были охвачены обучением в неполных средних школах. В Кормиловке на базе семилетки открывается средняя школа. Деревенские юноши и девушки поступали в техникумы, училища. Все это создавало высокий морально политический уровень. В Кормиловке развертывается строительство. Возводится новое здание школы, строится мельница, элеватор. Чтобы решить проблему снабжения области сахаром, начинались опыты по выращиванию сахарной свеклы. Для ее переработки решено было в Кормиловке построить сахарный завод. Отводится площадка для возведения спирто-водочного завода.

Международная обстановка была крайне напряженной. Велись войны в Китае, Испании. Германия, Япония открыто заявляли о планах захвата советских террриторий, уничтожения СССР как самостоятельного государства. В этих условиях проводились мероприятия по укреплению обороны страны. Большая работа прово-дилась и в селах. Работали кружки оборонного общества ОСОВИАХИМа, молодежь сдавала нормы на значки ГТО, ГСО, ПВХО, проводились разного рода соревнования.

8 сентября 1939 года был принят закон о всеобщей воинской повинности. Сотни юношей, района с желанием шли на военную службу. Особо много было желающих пойти в пограничники на Дальний Восток. Будущее показало, что это были весьма нужные меры. Призывники 1939 и 1940 годов подготовленными встретили вторжение фашистских захватчиков. Солдаты призывов 1939 и 1940 гг. более всех понесли потери. К концу войны их оставалось лишь 5 процентов.
Фото предоставлено Кормиловским краеведческим музеем

Летом 1941 года трудящиеся Кормиловского района мирно трудились, как и труженики других районов. Райисполком заслушал доклады райпотребсоюза, промкомбината, как они готовятся к обслуживанию селян на уборке урожая, какие имеются запасы товаров для оплаты хлеба по закупу.

Но все эти мирные планы были прерваны страшным сообщением 22 июня о нападении на нашу Родину фашистской Германии. Срочно собрались члены райкома партии и райисполкома. Состоялся митинг в райцентре, актив разъехался по селам для проведения митингов. С гневом осуждали вероломное нападение гитлеровской Германии. На митингах многие выступающие высказывали готовность пойти добровольцами на фронт, другие обещали ударно работать за себя и за фронтовика. Наши люди воспитывались в уверенности в своей силе, надеялись на скорую победу.

Но враг оказался сильнее, чем мы предполагали, и победа нам досталась очень дорогой ценой. По имеющимся данным, в 1941 – 1945 гг. на военную службу из района было призвано 4342 человека. С учетом призванных в 1939 и 1940 гг. и мобилизованных из числа обучающихся в городах, можно считать, что около 5000 кормиловцев защищали Родину.

Великая Победа добывалась подвигами солдат и всеобщим трудом народа. Велик и трудовой подвиг кормиловцев. Уже в предвоенные годы осуществлялся лозунг — «Девушки — на трактор». Молодежь, в том числе и девушки, овладевали специальностями механизаторов, а когда мужчины пошли на защиту родины, женщины сели за рычаги тракторов. В числе первых - из колхоза «Красная новь».

Ухаживали за скотом, чтобы снабжать армию всем необходимым. Особо велик подвиг женщин: они выполняли тяжелую работу механизаторов, животноводов и вели не хитрое домашнее хозяйство—сохранили и вырастили детей. Из скромных средств вносили деньги по займам, участвовали в сборе средств на постройку танковой колонны «Боевые подруги» и было собрано более 160 тыс. рублей, на строительство звена самолетов «Кормиловский колхозник»— более полумиллиона Собирали теплые вещи для фронта, вязали носки, рукавицы, шарфы—все для фронта, все для победы. Собирались и отправлялись посылки, писали теплые, вдохновляющие письма фронтовикам.

Вот только одна типичная судьба женщины того времени: Мария Илларионовна Баранец

"Мария Илларионовна Баранец родилась в д. Аксаковка Кормиловского района. В 1941 году, проводив мужа и старшего сына Дмитрия на фронт, осталась одна с четырьмя детьми. Трудные это были годы: приходилось много работать, помогать фронту. На войну забрали всех мужчин из деревни, остались старики, женщины и дети. На их плечи легли все тяготы военной жизни. Вязали носки, варежки, шили кисеты, сдавали молоко, масло. Сами пахали и сеяли, убирали урожай и отправляли на фронт, ведь слова "Все для фронта, все для Победы!" стали главными в их жизни. В 1942 году Мария получила похоронку на мужа, рядового 1216-ого стрелкового полка. Но она не сломалась, выстояла и подняла своих детей.

В Книгу Памяти занесено несколько фамилий Баранец, это все одна семья. Трое мужчин не вернулось с войны в отчий дом. Баранец Василий Андреевич, рядовой 1216 стрелкового полка 364 стрелковой дивизии, погиб в 1942-м, похоронен в д. Соколове Новгородской области. Баранец Дмитрий Васильевич, ефрейтор, стрелок 38 гвардейской стрелковой дивизии, умер от ран в 1943 году, похоронен в д. Инская Харьковской области. Баранец Павел Андреевич, рядовой 1258 стрелкового полка 378 стрелковой дивизии, погиб в 1943-м, похоронен в г. Череповце Волгоградской области (родной брат Василия Андреевича).

И нет таких слов, чтобы передать всю силу духа простых русских женщин, внесших свой вклад в победу над фашистами наравне с солдатами. К их числу относится и Мария Илларионовна Баранец- вдова солдата, мать погибшего солдата и бабушка девяти солдат."("Вдова и мать солдата", газета "Нива", 6 мая 2011 года).

Храбро и мужественно сражались кормиловцы с заклятым врагом. Более половины воинов за подвиги и храбрость награждены орденами и боевыми медалями. В самом начале войны из деревни Круглово был призван в армию Александр Язов, он участвовал в обороне Сталинграда, где получил ранение. После излечения в госпитале — снова на фронте, на самых боевых участках. Закончил войну Александр Митрофанович в Германии кавалером трех орденов Славы. Филипп Самуилович Перекопский из Победителя — кавалер орденов Славы 2-й и 3-й степеней. Яков Андреевич Кравченко из Кольцова — кавалер трех орденов Красной Звезды. Среди земляков сотни орденоносцев, и о подвигах, каждого из них надо писать захватывающие повести.

Завершена работа над «Книгой Памяти», в которую занесены имена погибших. Началась работа по составлению списков участников великой Отечественной воины, вернувшихся живыми с полей сражений. Проведение этой работы еще выявит новые подвиги наших земляков.

На мраморных плитах Мемориала Победы в Кормиловке выбито 2847 фамилии погибших, нет почти ни одной семьи, которая не потеряла бы своих сыновей, отцов, братьев. Hа мраморных плитах Мемориала занесено 17 имен Аксеновых, 21 — Белозеровых. Это потомки тех, кто основывал первые деревни на Оми. По всей Европе разбросаны могилы кормиловцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Подробнее об участии кормиловцев в Великой Отечественной войне можно узнать на сайте Музей Боевой славы Кормиловского лицея.

Победа в Великой Отечественной войне добыта очень дорогой ценой. В районах, подвергшихся фашистской оккупации, были разрушены фабрики и заводы, жилые дома. Но от войны пострадали и тыловые районы, значительные потери понес и Кормиловский район. Плохо обрабатывали поля, сокращалось поголовье скота. Валовая продукция колхозов и совхозов сократилась почти наполовину от довоенного. Восстановление разрушенного выпало опять на долю тех, кто неустанно трудился в годы войны.

С 1946г. в район стали поступать новые тракторы, комбайны, создано автохозяйство. Стали восстанавливаться посевные площади, увеличиваться поголовье скота. Но планы хлебосдачи были настолько велики, что на трудодни почти ничего не оставалось.

Лишь к 1950 году положение деревни стало поправляться. С этого года началось укрупнение колхозов. Артели «Трактор», «Большевик», «Новая жизнь» объединились с колхозом им. Сталина, позже переименованного в артель «Сибирь». Совхоз «Спайка» влился в «Победитель». Были расформированы МТС, в колхозах появилось больше техники. Был восстановлен, а потом и значительно превзойден довоенный уровень посевных площадей. Особо быстро росли посевы в годы освоения целинных и залежных земель в 1954 —1957 гг.

РАЗВИТИЕ МНОГООТРАСЛЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

В последние годы происходило неуклонное развитие экономики района. Из года в год увеличивалось число тракторов, комбайнов, автомашин и другой техники. Росли механизаторские кадры. Увеличивалось население райцентра, появлялись новые промышленные предприятия. В 1960 году Кормиловка была преобразована рабочий поселок городского типа. Составляется генеральный план застройки селения, отводятся участки для возведения новых, кварталов двух трех этажных жилых домов.

Несмотря на развитие экономики, в 1963 году Кормиловский район был объединен с Омским, что задержало развитие, как райцентра, так и хозяйств района.

Указом от 4 ноября 1965 года Кормиловский район в несколько измененных границах был восстановлен. Ныне его территория составляет 1925 кв.м. Район стал развязаться более высокими темпами как пригородный мясомолочного направления. С электрификацией железной дороги райцентр и все хозяйства подключены государственной сети электролиний. Проведена электрификация производственных участков, введена электродойка, построены механические тока. В 1990 году электровооруженность труда одного работника сельского хозяйства составила 61 лошадиную силу. Росла производительность труда. В 1986—1990 гг. она увеличилась на 19 процентов к уровню предыдущей пятилетки.

Посевные площади превысили 100 тыс. га, что в сопоставимых границах в два раза превысило посевы 1928 года. Улучшалась обработка полей, росла урожайность. За пятилетку 1981 —1985гг. она составила 14 центнеров с гектара. Рекордный урожай был получен в 1992 году —по 17 центнеров с гектара в среднем по району. В передовых хозяйствах он составлял 20—25 центнеров.

Высокими темпами развивалось животноводство. Район стал крупным поставщиком молока в Омск. Расширялась кормовая база, на фермах появилось больше племенного скота. Один из совхозов, «Михайловский», стал племенным. Поголовье крупного рогатого скота превысило 40 тыс. голов. К 1985 году поголовье коров составило 13700. Увеличивались надои ежегодно на 7 процентов. Если в 1975 году они составляли 2444 кг от коровы, то к 1985 году достигли 2806 кг. Воздвигнутый крупнейший в области мелькомбинат стал производить комбикорма.

На снимке: новое здание железнодорожного вокзала.

Развернулось соревнование за надои в 3000 кг. И в 1988 году этот рубеж был достигнут, а в I990 году 330 кг на корову. Наивысших успехов достиг племсовхоз «Михайловский», при наличии стада коров 1500 и 1989 году было получено по 4712 кг, в колхозе им. Карбышева по 4112 кг, а передовая доярка этого хозяйства Ольга Анатольевна Баранчук получила по 4245 кг от каждой закрепленной коровы, дояр из «Победителя» Игорь Сидоренко получил по 4050 кг.

Увеличивалось поголовье свиней в совхозе «Победитель» оно составило в 1987 г. 37026 голов. За достижение высоких показателей свинарки этого совхоза Л. С Леонова и Я. Перешивко получили высокое звание Героев Социалистического Труда.

Увеличивалась валовая продукция на 100 та сельхозугодий. В 1986—1990 гг. она составила 41,4 тыс. рублей.

Рост доходов хозяйств, увеличение государственных ассигнований позволили развернуть широкое капитальное строительство, На станции воздвигнут 11-этажный мелькомбинат с различными цехами, с выработкой муки высокого качества по 500 тонн за сутки. Рядом- с мелькомбинатом выросло высотное здание элеватора. Расширился и переоборудован спирто-водочный завод - воздвигнут завод по переработке ветсырья и выработке костной муки, крайне необходимой для птицеводства.

В районе работали две механические строительные колонны, возводившие фермы, мастерские, жилые дома, школы, учреждения культуры и магазины. В строительстве принимали активное участие студенческие строительные отряды.

За 10 лет с 1982 по 1991 г. капвложения составили 238 млн. 904 тыс. рублей, из них 35 млн. 656 тыс. на жилищное строительство. Введено в строй за эти 10 лет 150800 кв. м. жилья.

На снимке: члены студенческого строительного отряда "Изот". Крайний справа-Толпекин Василий Александрович.


Для всех 17 средних и 19 начальных школ построены типовые здания, в которых занимается 5450 учащихся, их обучает 450 педагогов, из них 320 с высшим образованием. Пять педагогов имеют звания «Заслуженный учитель». Павел Ильич Колпаков из 47 лет педагогического стажа 28 лет проработал в Новосельской школе. Такой же стаж имеет Валентина Казимировна Губина, работающая в Кормиловской средней школе №1. Учащиеся кормиловских школ получают хорошую подготовку и успешно сдают экзамены в высшие учебные заведения. Привитые в школе трудолюбие и скромность позволяют успешно работать по полученной специальности. Многие из них возвращаются в свой родной район и возглавляют различные участки работы.

Постоянное внимание в районе уделяется развитию сети учреждений культуры. Кроме районного Дома культуры, работает 16 сельских АОМСЗ культуры и 10 клубов. Для домов культуры и многих клубов в последние десятилетия построены новые типовые здания. При РДК создано и работает 13 коллективов художественной самодеятельности. Успешно работают такие коллективы и при сельских домах культуры. В райцентре работают детская музыкальная, художественная школы, различные спортивные группы.
Рисунок "Хозяйственный магазин". Графика художника Василия Александровича Толпекина. Дар художника Кормиловской межпоселенческой библиотеке.

Кормиловский район одним из первых в области соединил крупные села дорогами с твердым покрытием. На 100 кв. м. на 1991 год они составили 8,9 км, и район занимает в области второе место после Нововаршавского района. В 1993 году на станции завершено строительство нового типового здания вокзала. Завершается строительство бетонного моста через Омку. Этот мост напрямую свяжет райцентр с селами северной части района. Через Омку проложен дюкер для газопровода и скоро жители райцентра и ряда сел получает газ.

В 70—80-е годы внедрялись интенсивные формы земледелия, росла урожайность, но основные доходы хозяйства получали за продукцию животноводства. Из года в год возрастала зарплата тружеников села, приближалась к средней зарплате работников промышленности.

В целом, проводимые реформы 1991— 1995гг. по сравнению с другими районами и областью в целом, принесли меньше убытков. Высокий энтузиазм тружеников села, их преданность земле не допустили резкого спада производства, хотя заработная плата остается низкой, нарушается своевременность выдачи. Из Кормиловского района по-прежнему потом идут в Омск молоковозы и муковозы. Когда-то замененная путейцами буква «Н» в названии станция Кормиловка действительно превратила пригородный район в кормилицу миллионного города.

"Храм в Кормиловке". Картина художника Василия Александровича Толпекина, 1997 г. Хранится в Кормиловской межпоселенческой библиотеке.

вверх

Главная страница О лицееИстория История Кормиловского района


Яндекс.Метрика